Tons of Interesting Words: “По эту сторону рая”

По эту сторону раяНазвание произведения: “По эту сторону рая”
Автор: Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Дата публикации: 1920 год

Всё в этом мире имеет начало. Первые неуклюжие шаги, малопонятные звуки, неожиданная влюблённость, драка и вызванные ею слёзы или широкая улыбка. На протяжении всей жизни мы совершаем «первые шаги», даже шаг в забвение на границе жизни и смерти является первым и последним. Наша жизнь начинается и заканчивается «первым шагом».

Когда-то и Фицджеральд ступил на неизведанную почву, написав свой первый полноценный роман – «По эту сторону рая». И именно это произведение стало моей последней на сегодняшний день «жертвой». Жертвой с великолепными формами, внушающими трепет.

Когда я садился за прочтение данного произведения, я не знал, что это дебют Фицджеральда, а потому начало романа – слегка неуклюжее и смазанное – произвело на меня не самое приятное впечатление. На его просторах Фицджеральд не особо красочно описал взросление личности. А так как до «По эту сторону рая» я читал «Первого человека» Альбера Камю, который посвятил роман целиком своему становлению, то зарисовки Фицджеральда показались мне поверхностными и недостаточно острыми. На первых порах Эмори Блейн выглядел гораздо обыденнее Жака Кормери.

Но примерно на середине роман преобразился. Слог приобрёл завораживающие очертания, а мысли стали глубже и в разы занимательнее. Невзрачное взросление преобразовалось в протест оформившейся личности, бросающей вызов царящим вокруг порядкам. Идеи, которые высказывает главный герой романа – упомянутый ранее Эмори Блейн – в той или иной форме возникали в сознании каждого из нас. Эмори – это портрет бунтующей юности, полной сил и желаний. Он – это отражение каждого из нас. Именно поэтому «По эту сторону рая» кажется мне невероятно значимой книгой, которую должен прочесть каждый, дабы осознать цену собственным стремлениям и связям с окружающим миром.

Но помимо своей «идейной» значимости «По эту сторону рая» обладает другими особенностями. Первой из них оказывается умение Фицджеральда молниеносно менять тон произведения, сгущая краски на ровном месте и раскрашивая серый мир во все цвета радуги (хотя Фицджеральд использует этот приём и в других своих произведениях). К тому же Фицджеральд тасует не только настроения в своей работе, но и её жанры. В какой-то момент он преобразует роман в пьесу, со всеми вытекающими из этого последствиями. И хотя длится это всего несколько глав, впечатление производит серьёзное. А ещё в романе имеется самая жуткая сцена, что мне доводилось встречать на просторах литературы. Даже Лавкрафт не сумел произвести на меня столь сильного впечатления.

Блекло стартовавший «По эту сторону рая» оказался потрясающим романом, стремительно набиравшим обороты на протяжении всего своего пути. И вылилось это развитие в феноменальный финал, наложивший на меня огромных размеров отпечаток, от которого я едва ли теперь отделаюсь. Это фееричный дебют великого писателя, с которым стоит познакомиться каждому.

Leave a Reply

