Yeah, it’s a movie: “Нимфоманка, ч. 1”

Nymphomaniac: Volume I / Нимфоманка, ч. 1Nymphomaniac: Volume I / Нимфоманка, ч. 1 (Дания, Германия, Франция, Бельгия, Великобритания, 2013 год)
Режиссёр: Ларс фон Триер / Lars von Trier
Жанр: откровенная драма
Продолжительность: 2 часа 39 минут
Страница фильма на КиноПоиске.

Провокационные фильмы, выходящие в широкий прокат, довольно редкое явление. Все потому, что наше пуританское общество не позволяет им заработать больших денег. К тому же качество не всегда сопутствует провокации. «Нимфоманка» Ларса фон Триера должна была внести пару искр в это угнетающее затишье. Посматривавшие с реклам сцены реального секса и острая тема нимфомании пророчили разврат в чистом виде. И ведь сработало – многие кинулись в кинотеатры, дабы увидеть запретную обнаженку. Как оказалось, зря.

Тяжело не сравнить «Нимфоманку» с работой Стива МакКуина «Стыд». Они обе обращают взгляд в сторону проблемы неконтролируемого секса, оголяя при этом противоположные стороны медали. Если МакКуин повествует о мужской зависимости, то Триер пытается запечатлеть женскую.

Nymphomaniac: Volume I / Нимфоманка, ч. 1Тело – храм души. Именно эта знаменитая фраза не позволяет уравнять мужскую и женскую раскрепощенность в сексуальных отношениях. Женщина впускает в себя, мужчина вторгается. «Повиновение» и обладание. Внутренний мир мужчины в безопасности, над женским нависла угроза. Считаете, что я несу полную ахинею? Возможно и так, но уделите этой теме пару минут и вы наверняка поймете, что я не настолько и глуп.

Современное общество так до конца и не осознало, что мужской блуд ничем не отличается от женского, а потому тема женского секса более животрепещуща. Именно поэтому картина датчанина более претенциозна, нежели произведение британца. И именно поэтому они абсолютно разные. В то время как МакКуин показывает последствия «болезни», Триер останавливается на ее становлении, различных стадиях эволюции и лишь невзначай касается плодов ее деятельности. Он наблюдает за тем, как паразит распространяется по телу, а не как убивает жертву, выворачивая ее чувства наизнанку.

В итоге получается очень интересная вещь – «Стыд» целиком и полностью вращается вокруг темы секса, в отрыве от нее данной картины просто нет, а вот «Нимфоманка» использует ее как образ. В первую очередь это история человеческой жизни. И секс выступает в ней исключительно как способ решения проблем, а не их первопричина. Его легко можно заменить одержимой игрой в гольф, злоупотреблением алкоголем или наркотиками, даже самозабвенное садоводство подойдет, но трагедия главной героини не потеряет в весе. И это главная заслуга Триера. Если вы сумеете абстрагироваться от секса как пика личностных отношений (несмотря на его значимость, это не так), то получите от данной работы невероятное удовольствие.

Nymphomaniac: Volume I / Нимфоманка, ч. 1Но если вдруг вы не способны сделать этого по каким-то соображениям, этическим или религиозным, то обратитесь к дремлющему внутри вас киноману и расскажите ему о потрясающей операторской работе Мануэля Кларо. Его манера съемки, полная жизни, завораживает, а запечатленные планы радуют глаз. Это редкий зверь, которого не стоит терять из виду. Возможно, этот факт позволит вам закрыть глаза на откровенность темы. А, может быть, последней каплей в сосуде любопытства станут великолепные диалоги героев, полные живописных мыслей, вынуждающих разум переключаться с неторопливой походки на самозабвенный бег. Или легкий юмор и гротескность происходящего? Право, не знаю. Но вы обязаны уделить время первому визиту «Нимфоманки». Поверьте, стоит ей выйти, громко хлопнув дверью, как вы тут же начнете ждать ее возвращения.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s